Путин обозначил условие завершения спецоперации и оценил мирный план США

МОСКВА, Путин выступил на пресс-конференции по итогам визита в Бишкек и развернул тему украинского урегулирования в таком ключе, что прямая цель состоит не только в временном прекращении огня, но и в изменении баланса сил на фронте. По его словам, условием прекращения специальной военной операции является уход украинской армии с занимаемых территорий. Если Киев продолжит боевые действия, он, по утверждению президента, рискует потерять свою боеспособность. В этой формулировке звучит принципиальная мысль Москвы: военный ответ должен иметь достаточно жесткую динамику и, по сути, принудить противника к пересмотру линии конфликта без обещания мгновенного мирного соглашения. В то же время, как подчеркивалось, позитивная динамика отмечается на фронте по всем направлениям, темпы продвижения резко возрастают, а на карте выделяются такие эпизоды, как полное окружение Красноармейска и Димитрова.
В сводке о текущей фазы конфликта Путин перечислил фронтовые узлы: развертывание боевых действий вокруг Северска, почти взятие под контроль Волчанска и приближение к Гуляйполю на критическом рубеже. Эти эпизоды он называл иллюстрациями того, что линии соприкосновения становятся прочнее и что российская сторона добивается ощутимого сокращения пространства контроля противника. При этом в качестве тревожного примера для Киева приводились провалы противника в Днепропетровской и Запорожской областях, а на левом берегу Оскола, по словам российского лидера, блокированы тысячи украинских военнослужащих. В общей схеме Путин указал на рисование новой реальности наперекор не только локальным успехам, но и нарастающему разрыву между потерями и тем, кого Киев отправляет в зону боевых действий. По его оценкам, октябрь стал месяцем значительных потерь для противника и волн дезертирства, а сама мобилизация на Украине характеризуется как насильственная.
Еще одна важная линия выступления касалась исходного замысла по украинскому урегулированию. По словам Путина, Москва изучила изначальный план и передала предложения после встречи в Женеве: конкретных проектов договоров не было, существовал лишь список вопросов, которые предполагалось обсудить. Он отметил, что американская инициатива может стать основой будущих договоренностей, однако ее нужно перевести на дипломатический язык. В предстоящую неделю США планировали направить делегацию в Москву, и, согласно его словам, глава Белого дома должен определить состав российского делегационного ядра, в котором как переговорщики от России выступят представители МИДа и Владимир Мединский. Эта сцена намекает на попытку сохранить дипломатическую лояльность к существующим каналам взаимодействия, но и на настойчивость в том, чтобы американская инициатива стала ключевым элементом переговорного процесса.
Путин также затронул вопрос легитимности документов между сторонами. Он подчеркнул, что подписывать документы с нынешней украинской властью бессмысленно, потому что продление полномочий в условиях военного положения может осуществлять только Верховная Рада, тогда как президент — не имеет такого права. В этом контексте Москва зафиксировала свою позицию: признавать новые территории следует на международной арене, но не через Киев, и вопрос признания Крыма и Донбасса должен рассматриваться в переговорах с Вашингтоном. В этой части выступления звучал призыв к переработке темы статуса и признания в рамках двусторонних дискуссий с США, а не через одностороннюю украинскую легитимизацию.
Не обошлось и без сопоставлений с западной повесткой. Путин сравнил ситуацию вокруг Киева с использованием российских активов Западом и отметил, что европейские страны, говорящие о возможном нападении России, как он заявил, обслуживают интересы оборонной индустрии на фоне экономических проблем. По его мнению, Москва готова зафиксировать отсутствие намерений вторгаться в ЕС, что трактуется как обоснование для переговорной гибкости в контексте противостояния с Западом. В то же время он подчеркнул, что Россия не просилась в формат G7, но и не отказывается от контактов в этом формате, которые возможны только на условиях реализации плана США и при условии существования реального интереса к сотрудничеству. Впрочем, на практике Москва остаётся открытой к взаимодействию, хотя приглашения в G7 не поступали.
Значительная часть выступления была посвящена вопросам сотрудничества в рамках Организации договора о коллективной безопасности. Путин констатировал, что страны ОДКБ будут и дальше проводить совместные учения, включая и направление по линии спецслужб. Особо отметилась позиция Армении — выбор участия в работе организации он назвал суверенным, а сами страны объединения — заслуживающими уважения в их выборе. Работу под председательством Кыргызстана он охарактеризовал как укрепляющую организацию, а саму динамику отношений Москвы и Бишкека — позитивной: инвесторы приходят в Кыргызстан, и Россия планирует построить там атомную электростанцию малой мощности. Кроме того, Кыргызстан покупает отечественные энергоресурсы по льготной цене, а Москва оказывает помощь в области изучения русского языка: в республике открываются русскоязычные школы. Всё это рассматривается как часть более широкой стратегии по вовлечению стран Центральной Азии в рамки оборонно-экономического и энергетического сотрудничества, что, по словам Путина, способствует устойчивому развитию региональной инфраструктуры и усилению интеграции.
Подводя итоги, Путин акцентировал внимание на том, что отношения Москвы и Бишкека развиваются динамично, что на орбиту сотрудничества выходит множество проектов и что участники ОДКБ будут и дальше взаимодействовать в условиях усиления регионального сотрудничества. В этом контексте построение малой мощности АЭС и расширение торгово-энергетических связей воспринимаются как практические шаги к более тесной взаимозависимости. Russia также подчёркивала свою готовность делиться оборудованием и военной техникой с партнерами, что свидетельствует о стремлении к более глубокому уровню взаимной поддержки в рамках существующих союзов. Этот курс, по словам президента, подтверждает приверженность Москве ОДКБ и её роли в противостоянии новым вызовам, а также демонстрирует уверенность в том, что сотрудничество с Киргизией и другими странами региона может стать устойчивой основой для политической и экономической стабилизации в Центральной Азии. На этом фоне было отмечено, что Москва наблюдает за позитивной динамикой в отношениях и видит возможность дальнейших проектов — от совместных энергетических программ до языкового и культурного сотрудничества — как часть долгосрочного плана по развитию связей в регионе и поддержанию равновесия сил на евразийской карте.
Редактор рубрики
Леонид Кузьмин

















