Минтранс: водительские права на электросамокаты не требуются
НОЯБ 212025
МОСКВА, Инициатива Минтранса России по регулированию средств индивидуальной мобильности обозначает смену вектора: если ранее открыто не рассматривалось требование получения прав именно для водителей СИМ, то сейчас ожидается выработка более детального регламентирования и даже превращение пользователей подобных средств в субъектов, обязанностей и ответственности наравне с водителями транспортных средств. Это не просто уточнение правил, а попытка выстроить целостную систему безопасности на дорогах и порядок ответственности за использование электрических скутеров и других СИМ в городском пространстве. В марте 2025 года министеры заявили, что подготовлен проект изменений в правила дорожного движения, который, по сути, должен квалифицировать пользователя СИМ как водителя транспорта, что автоматически подразумевает введение ряда обязанностей, прав и ответственности.
Одной из ключевых составляющих этого курса становится отказ от свободного распорядителя на дорогах и переход к более формализованной эксплуатации СИМ. Это означает, что помимо технических характеристик самих устройств, появится правовая рамка, фиксирующая, какие знания и навыки должен иметь пользователь, какие правила он обязан соблюдать, как организуется движение на дорогах общего пользования, какие штрафные санкции предусмотрены за нарушение правил и как обеспечить ответственность за безопасность. В этом контексте планируемое введение повышения минимального возраста для передвижения на СИМ по дорогам общего пользования — с нынешних 14 лет до 16 — выглядит элементом постепенного усложнения доступа к городскому движению на основе возрастной компетентности и ответственности. При этом в парках ограничения на возраст не распространяются, что сохраняет отдельную режимную зону для бытовой мобильности в местах с меньшей интенсивностью автомобильного потока и большим контролируемым пространством для пешеходов.
Расширение регуляторной базы по СИМ тесно увязано с общим направлением безопасности на дорогах. Присвоение статуса водителя СИМ в рамках ПДД повлечет за собой требования к знаниям правил дорожного движения, соблюдению скоростных режимов, уважению приоритетов пешехода и координации с другими участниками движения. В условиях, когда правила движения СИМ действуют с марта 2023 года и предусматривают различия в скорости, доступность инфраструктуры и приоритет пешехода, новый регуляторный пакет должен выработать единые принципы взаимодействия между пешеходами, велосипедистами, водителями легковых и грузовых авто, а также пользователями СИМ. Это не столько попытка ограничить свободу передвижения, сколько стремление снизить риски и снизить вероятность аварий за счет более предсказуемого поведения и большей правовой ответственности.
С точки зрения практической реализации это означает создание новой инфраструктуры и регуляторной базы. Прежде всего — единая система подготовки и допуска: тесты на знание правил дорожного движения, возможно, минимальные требования к обучению и сертификации пользователей, а также порядок выдачи лицензий или разрешений на использование СИМ на дорогах. Далее — ответственность владельцев и операторов: кто будет отвечать за действия пользователя, кто будет нести финансовую или юридическую ответственность за ущерб или травмы, связанные с использованием СИМ. Не исключено, что требования к страхованию, регистрации устройств или контролю за техническим состоянием тоже найдут отражение в обновленной редакции ПДД или смежных регламентирующих актов. В сочетании с усилиями по организации транспортной инфраструктуры — обустройством выделенных зон, знаков, сигналов и, возможно, скоростных ограничений на отдельных участках — такие меры должны снизить риск конфликтов между участниками движения и создать понятную правовую конфигурацию для операторов парковых и городских сервисов аренды.
Изменение регуляторной основы СИМ также отражает баланс между безопасностью и доступностью. С одной стороны, ужесточение требований может снизить риск аварий и травм, повысить ответственность пользователей и снизить нагрузку на пешеходов. С другой стороны, повышение порога возраста и введение правовых барьеров может ограничить доступ молодежи к мобильности внутри города, что имеет социально-экономические последствия и может потребовать разработки альтернативных вариантов поддержки безопасной и доступной мобильности для молодежи и семей. Важно, что существующая дифференциация в правилах между дорогой и парками сохраняется: на парковках пространства более ограничены, где риск столкновения и скоростные режимы обычно ниже, поэтому регламент там менее строгий, чем на дорогах общего пользования.
На региональном уровне ожидается поэтапная реализация. Вероятно, будут запущены пилоты и локальные сценарии внедрения с постепенным расширением на всю страну к 2026 году, когда министерство прогнозирует появление конкретных дорожных правил для СИМ. В этот период будут отработаны механизмы обучения, контроля и ответственности, а также способы взаимодействия государственных органов с операторами аренды и владельцами СИМ. Введение новых норм потребует коммуникационной стратегии: разъяснять гражданам, бизнесу и правоохранительным органам новые правила, предупреждать об ответственности за нарушение и объяснять преимущества от соблюдения регламентов для общей безопасности и устойчивой городской мобильности.
И, в итоге, ключевая идея состоит в том, чтобы превратить средства индивидуальной мобильности из свободного элемента городского пейзажа в регулируемую и безопасную часть транспортной системы. Это предполагает не только изменение правил, но и развитие инфраструктуры, образовательных программ и правоприменения. Такой подход, по всей видимости, направлен на создание предсказуемых условий для всех участников движения, снижение количества аварий и травм, а также формирование ответственности на уровне личности и бизнеса, чтобы использование СИМ в российских городах становилось безопасной, понятной и устойчивой практикой.
Редактор рубрики
Роман Изранцев
Другие интересные новости
НОЯБ 252025
МОСКВА, Идея заключается в том, чтобы сохранить отсрочку уплаты утилизационного сбора для российских автоконцернов, которые работают по специальному инвестиционному контракту (СПИК), и продлить эту отсрочку на 2026 год. По словам замглавы Минпромторга Альберта Каримова, такая мера рассматривается как проверенная и важная
НОЯБ 252025
МОСКВА, АвтоВАЗ решил сохранить плановый объем своей инвестпрограммы на 2025 год на уровне 45 миллиардов рублей и рассчитывает на аналогичные вложения в следующем году, несмотря на то, что финансовый план остается напряжённым и требовательным. При этом прошлый год компания завершила с
НОЯБ 242025
КАЛИНИНГРАД, Происшествие произошло на улице Горького в Калининграде. По информации пресс-службы регионального Управления МВД, инспектор ГАИ выполнял на дороге профилактическую работу по проверке документов у водителей, когда водитель Hyundai, по предварительным данным, совершил наезд на остановленный для проверки автомобиль Renault Logan,
НОЯБ 242025
ЯРОСЛАВЛЬ, В Ярославской области вечером 23 ноября в поселке Борок Некоузского района произошел возгорание нескольких машин, которое, как установили правоохранители, было вызвано поджогом иномарки. Ночью в полицию поступило сообщение о пожаре автомобилей Volkswagen Polo, ВАЗ-2105 и Нива, припаркованных рядом друг с
НОЯБ 202025
КРАСНОДАР, Идея, обсуждавшаяся на 70-й пленарной сессии Законодательного собрания Краснодарского края, направлена на приведение регионального закона об автомобильных дорогах в полную соответствие с федеральным законодательством и созданию условий для качественной мобильной связи и доступа к интернету на трассах. В контексте перспектив
НОЯБ 202025
МОСКВА, По сообщению Генеральной прокуратуры РФ, за 2, 5 года из общего объема конфискованных за повторное управление транспортом в состоянии опьянения или без прав автомобилей — более 33 тысяч — более 5, 5 тысячи передано в зону специальной военной операции. Это свидетельствует не
НОЯБ 202025
МОСКВА, По сообщению Генеральной прокуратуры РФ, за 2, 5 года из общего объема конфискованных за повторное управление транспортом в состоянии опьянения или без прав автомобилей — более 33 тысяч — более 5, 5 тысячи передано в зону специальной военной операции. Это свидетельствует не
НОЯБ 142025
МОСКВА, Новая стратегия повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, подписанная президентом, задумывается как системная программа изменений, охватывающая не только поведенческие аспекты водителей, но и инфраструктуру, технику безопасности, работу экстренных служб и систему контроля. В рамках этого документа поставлена цель существенно
НОЯБ 132025
ПАРИЖ, Париж, 13 ноября — во французской коммуне Ле-Пен-Мирабо, в окрестностях Марселя, произошёл крупный пожар на парковке автосалона марки Tesla. По данным телеканала BFMTV, на хранении и выставке находились 24 сгоревших автомобиля — по сути, все они были уничтожены огнём. Пожар
НОЯБ 132025
ВЛАДИВОСТОК, В Владивостоке и на территории Приморского края зафиксирован стремительный рост импорта легковых автомобилей через автомобильные пункты пропуска в начале ноября. По данным Дальневосточного таможенного управления, свыше 5, 2 тысячи автомобилей были ввезены в страну за первый месячный период через пункты пропуска
НОЯБ 102025
Управление Lixiang Li i8 воспринимается не через характеристики, а через поведение автомобиля в движении. Первое впечатление
НОЯБ 092025
МОСКВА, Победа в Гран-при Бразилии ещё раз подтвердила, что Ландо Норрис не просто плывёт в такт гонкам, а уверенно держит ситуацию в свои руки. После воскресенья у британца стало 390 очков, и он укрепил своё лидерство в борьбе за титул. Его
НОЯБ 052025
ВЛАДИВОСТОК, Эта история из Владивостока наглядно демонстрирует, какие риски несут на дорогах люди, оказавшиеся за рулем без необходимых документов и в состоянии опьянения. Ночью сотрудники ДПС заметили Toyota Vitz, водитель которой отказалась остановиться по требованию полиции. Водительке, увидев преследование, удалось увеличить
ОКТ 312025
МОСКВА, Исходящие из Москвы новости о переносе вступления в силу новых правил расчета утильсбора на автомобили говорят о попытке Минпромторга сгладить резонанс между реформой и реальной ситуацией на рынке. По данным ведомства, решение отсрочить введение правил на один месяц — до
ОКТ 272025
МОСКВА, Событие на трассе Сепанг во время разминки стало настоящим ударом для мира мотогонок. Когда Ноа Деттвилер на высокой скорости столкнулся с Хосе Антонио Руэдой, свалившегося с разгонной скорости по инерции, шансы на контроль исчезли за доли секунды: шасси ударились, гонщик
ОКТ 272025
МОСКВА, Москва, 27 октября — В мексиканской гонке Ландо Норрис из команды Макларен вырвался вперед в личном зачете пилотов, обогнав соратника по команде Оскара Пиастри. Норрис победил на Гран-при Мексики и поднялся на вершину турнирной таблицы с суммой 357 очков, опередив
ОКТ 262025
МОСКВА, На Гран-при Малайзии в классе Moto3 на трассе Сепанг произошёл инцидент на установочном круге, который стал одной из главных тем дня. По сообщению Marca, испанец Хосе Антонио Руэда, уже досрочно ставший чемпионом сезона, на большой скорости столкнулся с мотоциклом швейцарского
ОКТ 252025
МОСКВА, Москва, 25 октября — вторая практика мексиканского этапа Формулы-1 принесла несколько интересных выводов: Макс Ферстаппен, четырежды чемпиона мира из команды Red Bull, по-прежнему демонстрирует уверенный темп и лучшее время сессии, остановившись на отметке 1 минута 17, 392 секунд. Его соперник по
ОКТ 232025
ВОРОНЕЖ, На улице Оснабрюкской в Твери случилось дорожно-транспортное происшествие, которое привлекло внимание как местных жителей, так и правоохранительных органов. По данным на момент происшествия, автомобиль Opel выехал на встречную полосу и столкнулся с остановкой общественного транспорта. В результате удара пострадали люди,
ОКТ 212025
МОСКВА, АвтоВАЗ принял решение перейти на четырехдневный график работы с 29 сентября и намерен поддерживать его до конца 2025 года. Этот шаг стал попыткой скорректировать темпы выпуска автомобилей под текущий уровень спроса и, главное, разгрузить заёрженные на складах машины, чтобы они