Через концессии Тюменская область планирует привлечь в ЖКХ свыше 100 млрд рублей.
НОЯБ 272025
ТЮМЕНЬ, Идея, заложенная губернатором Александром Моором, звучит как широкомасштабная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, опередившая многие локальные планы за счёт привлечения значительных инвестиций и перестройки самой модели управления водоснабжением и водоотведением. По его словам, более 100 миллиардов рублей планируется привлечь в сферу ЖКХ за счёт концессионных соглашений, что позволило бы не только обновить инфраструктуру, но и обеспечить устойчивый приток инвестиций на долгосрочную перспективу. Введение таких соглашений предполагает передачу крупного блока работ по строительству, модернизации и эксплуатационному обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры частным или частного-публичным партнёрам на заранее обговорённых условиях, с установленными требованиями к качеству и надлежащему уровню сервиса.
Одной из ключевых идей, вытекающих из этого подхода, становится создание единого регионального оператора по централизованному управлению водоснабжением и водоотведением. Такой оператор должен стать единой точкой контроля за качеством питьевой воды, очисткой сточных вод и рациональным использованием водных ресурсов на всей территории региона. Он сможет устанавливать единые стандарты обслуживания, разрабатывать региональные регламенты планирования капитальных вложений, внедрять современные технологические решения и, в перспективе, приводить тарифы по воде и канализации к общейватой единообразной норме. Это, по замыслу, должно снизить фрагментацию услуг, повысить предсказуемость качества воды и очистки стоков, а также упростить взаимодействие между населёнными пунктами и поставщиками услуг. В конечном счёте единый тариф по региону может стать инструментом выравнивания условий между городскими и сельскими территориями, хотя здесь крайне важно учесть социальную справедливость и доступность.
Реализация такого комплекса мер предполагает не только накопление инвестиций, но и системную модернизацию самой инфраструктуры. Примером уже реализованных шагов может служить ввод в эксплуатацию насосно-фильтровальной станции в Тобольске с современной технологией водоочистки, что должно повысить надёжность и чистоту водоснабжения в прилегающих районах. В Тюмени идёт завершение масштабной модернизации крупнейших в регионе Метелёвских водоочистных сооружений, что дополнительно улучшает качество воды и устойчивость водоснабжения к сезонным и климатическим вызовам. Ещё один значимый пункт — installatie блочных станций подготовки питьевой воды малой производительности в более чем 500 сельских населённых пунктах. Это шаг к приближению нормативов качества воды к городским стандартам и к сокращению различий между районами по доступу к безопасной питьевой воде.
Возможности, которые открываются при таком подходе, значительны. Прежде всего речь идёт о масштабной модернизации инфраструктуры: новые станции водоподготовки и очистки, модернизация сетей, снижение непроизводительных утечек и потерь воды, улучшение качества воды на входе в дома и предприятия, повышение надёжности снабжения в периферийных районах. Объединение функций в едином региональном операторе должно способствовать единообразию стандартов обслуживания и, как следствие, повышению качества жизни населения: более чистая питьевая вода, более эффективная очистка сточных вод, улучшение экологической обстановки и потенциально более предсказуемые тарифы в долгосрочной перспективе. С точки зрения экономики крупные проекты, финансируемые через концессии, дают возможность привлечь частные инвестиции, что ускоряет внедрение передовых технологий и сокращает нагрузки на бюджет региона.
Но подобная перемена модели управления требует чёткой и прозрачной юридико-административной основы. Концессии как инструмент привлечения капитала должны сопровождаться понятной поэтапной процедурой отбора партнёров, жёсткими требованиями к ответственности и качеству, механизмами контроля за соблюдением условий договоров и эффективной диспозицией рисков между государством и частными инвесторами. Создание единого регионального оператора предполагает унификацию процедур планирования и исполнения проектов, внедрение современных систем учёта, мониторинга и управления ресурсами, а также выработку прозрачной региональной тарифной политики, которая, с одной стороны, обеспечивает достаточный фиксированный доход для инвесторов и окупаемость проектов, а с другой — сохраняет доступность услуг для населения и предприятий.
Ключевые вызовы здесь связаны с балансировкой интересов разных участников процесса: правительства региона, частных инвесторов, муниципалитетов и самих пользователей услуг. Необходима чёткая регуляторная рамка, чтобы тарифы не росли необоснованно и чтобы выгоды от модернизации распределялись справедливо между городскими и сельскими территориями. Важную роль играет повышение прозрачности отбора концессионеров, прозрачность условий контрактов, а также эффективное управление рисками — экономическими, технологическими и экологическими. Интеграция разрозненных сетей, модернизация старой инфраструктуры и переход на современные технологии требуют не только финансовых вложений, но и грамотной цифровизации процессов, систем учёта и контроля качества воды, управления данными и оперативного реагирования на возникающие проблемы.
Если проект будет реализован в рамках предусмотренной концепции, регион сможет не только обеспечить более высокие стандарты водоснабжения и очистки стоков, но и создать устойчивую модель регионального управления коммунальными услугами, которая способна адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям населения. Это в целом может способствовать экономическому развитию региона, снижению долговременных операционных рисков для муниципалитетов и повышению инвестиционной привлекательности Тюменской области. Однако для достижения поставленных целей крайне важно сохранить открытость процессов, сотрудничество с общественностью, надёжные механизмы контроля и постоянную работу по снижению цен на услуги без ущерба для качества и надёжности инфраструктуры.
Редактор рубрики
Эдуард Добрин
Другие интересные новости
НОЯБ 282025
МОСКВА, Идея, которую озвучил вице-премьер РФ Александр Новак, звучит как конвергенция прагматичных интересов двух стран в области энергетики: сотрудничество на взаимовыгодной основе, которое приносит пользу и российской, и венгерской экономикам. По сути речь идет о долговременной и предсказуемой стратегии энергетического партнёрства,
НОЯБ 282025
МОСКВА, Президент России Владимир Путин подписал закон, который вносит комплекс изменений в налоговую систему и, в частности, кардинально перестраивает правила применения НДС для малого и среднего бизнеса, а также касается ряда отраслевых преференций и режимов обложения. В основе нововведений лежит идея
НОЯБ 282025
МОСКВА, Закон, подписанный Владимиром Путиным, явно направлен на повышение устойчивости федерального бюджета за счет индексирования ряда госпошлин и введения новых взносов за ряд юридически значимых действий. По сути речь идет о том, что часть административных сборов, которые сейчас привязаны к определенным
НОЯБ 282025
МОСКВА, Идея состоит в том, что выполнение поставленных целей в рамках плана сотрудничества России и Венесуэлы к 2030 году может привести к существенному росту двустороннего товарооборота — до примерно 400 миллионов долларов — и позволить Венесуэле войти в десятку ключевых торговых
НОЯБ 282025
МОСКВА, Заявление вице-премьера Дмитрия Чернышенко о том, что за текущий год российский импорт из Венесуэлы увеличился в три раза, а крупные российские импортеры заинтересованы в наращивании закупок венесуэльского какао, кофе и морепродуктов, указывает на разворачивание для двустороннего сотрудничества нового масштаба. Это
НОЯБ 282025
МОСКВА, Новая волна геологоразведки в России в 2025 году демонстрирует устойчивую повестку наращивания фондов твердых полезных ископаемых за счёт совместных усилий гражданского бизнеса и государства. По данным пресс-службы Роснедр, на баланс уже поставлено более 200 месторождений, а это значит, что за
НОЯБ 282025
МОСКВА, Идея доступа к накопительной части пенсии до наступления обычного пенсионного возраста звучит заманчиво и в то же время требует вдумчивого подхода. По словам Вадима Виноградова, профессора и декана факультета права НИУ ВШЭ, предпенсионеры могут получить накопления по своей обязательной накопительной
НОЯБ 272025
МОСКВА, Идея, которую озвучил Владимир Путин, о расширении сотрудничества России и Киргизии в области промышленной кооперации и освоения новых высокотехнологичных возможностей, звучит как попытка перехода от традиционных форм взаимодействия к более глубокой интеграции цифровой экономики и индустриального сектора. Это видение подчеркивает
НОЯБ 272025
МОСКВА, Заявление Путина о том, что Европа может вернуться к сотрудничеству в экономике, но Москва готова работать со всеми, отражает одновременно и прагматизм, и информационную настройку российского руководства. С одной стороны, посыл звучит как заявление о принципиальной открытости и готовности к
НОЯБ 272025
МОСКВА, Идея заключается в том, чтобы к 2030 году сделать экономику России более диверсифицированной, инновационной и устойчивой к внешним шокам за счет комплексной программы структурных изменений. План подготовлен по поручению президента и опирается на широкое сообщество экспертов: представителей парламента, деловых объединений
НОЯБ 272025
МОСКВА, По состоянию на девять месяцев текущего года инвесторы приобрели у Москвы 37 помещений в объектах культурного наследия и исторических зданиях, а также пять исторических строений. Это говорит о довольно активном спросе на нежилую недвижимость в охранных зонах и в центральной
НОЯБ 272025
МОСКВА, Заявление АвтоВАЗа прямо противоречит появившейся в Telegram-каналах информации о том, что на фоне снижения спроса на автомобили Lada в 2026 году компания планирует сокращать персонал. Как сообщила сама компания, никаких планов по увольнениям нет, прием рабочих продолжается, а число увольнений
НОЯБ 272025
ДОНЕЦК, По сообщению Дениса Пушилина, глава Донецкой Народной Республики, часть угольных шахт будет ликвидироваться, часть — консервироваться, а другая часть — проходить реструктуризацию с возможной модернизацией. Такой подход выстроен исходя из экономической разумности для каждого предприятия в отдельности и отражает одновременно
НОЯБ 262025
МОСКВА, Идея введения технологического сбора в России с 2026 года предполагает финансирование развития отечественной микроэлектроники и радиотехники за счет тех ценностей, которые мы потребляем и которые в разных формах содержат микрочипы и электронную компонентную базу. По сути речь идёт о налогообложении
НОЯБ 262025
МОСКВА, Заявление, опубликованное на сайте Кремля, констатирует устойчивый рост экспорта киргизской сельхозпродукции в Россию и формулирует намерение двух стран углублять союзничество и стратегическое партнерство. Это означает не только фиксацию достигнутого уровня торговли, но и политическую волю к созданию более предсказуемых и
НОЯБ 262025
МОСКВА, Заявление двух президентов отражает намерение перейти к более глубокой евразийской экономической интеграции внутри ЕАЭС и увидеть в этом не только экономическую, но и стратегическую перспективу для обеих стран. Говоря о свободе движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, стороны подчеркивают,
НОЯБ 262025
МОСКВА, Заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что в 2026 году начнут реализовывать план по снижению возможностей для ухода от уплаты налогов, отражает системный подход правительства к уменьшению теневого сектора через усиление контроля за налогами в тех сферах, где сейчас
НОЯБ 262025
БИШКЕК, Идея о том, что развитие Евразийского экономического союза приносит неоспоримые дивиденды всем государствам—участникам, в том числе Кыргызстану, говорит о глубинной логике евразийской интеграции: когда страны объединяют свои рынки и координируют правила в торговле и производстве, объем взаимной торговли становится больше,
НОЯБ 262025
МОСКВА, Идея премьер-министра Мишустина о наращивании контроля над исполнением гособоронзаказа направлена не просто на ужесточение учёта, а на создание целостной системы управляемости расходами, где деньги государства работают на конкретные задачи отечественной обороны и экономической безопасности. Это предполагает прежде всего снижение рисков
НОЯБ 262025
МОСКВА, Идея, которую подчеркивает Егор Диашов, состоит в том, что выбор между рассрочкой и кредитной картой зависит не от абстрактной пользы каждого инструмента, а от вашей конкретной финансовой ситуации и дисциплины в погашении долгов. Кредитная карта дает свободу оплаты любыми товарами,