Кошта заявил, что в мирном плане США по Украине исключены положения о ЕС и самих США.

НОЯБ 282025
Кошта заявил, что в мирном плане США по Украине исключены положения о ЕС и самих США.

МОСКВА, Идея, заложенная в этом тексте, состоит в том, чтобы вынести из единого документа по урегулированию украинского кризиса две раздельные линии обсуждений: одну — по вопросам европейской безопасности, партийно связанную с НАТО, и другую — по тем вопросам, которые относятся к компетенции Европейского союза, таким как санкции, расширение, замороженные активы и другие инструменты внешней политики ЕС. Суть предложения в том, чтобы США и Украина подготовили новый рабочий документ, из которого исключили все пункты, касающиеся ЕС и НАТО, и чтобы дальнейшее обсуждение по этим вопросам велся отдельно, с участием именно ЕС и НАТО. Такое разделение рассматривалось как способ формально закрепить различие в сферах ответственности и ускорить общение по тем аспектам кризиса, где Европа наиболее прямо и ощутимо вовлечена в решения.

Раскрывая эту идею более подробно, стоит увидеть, какие политические расчеты за ней стоят и какие последствия она может иметь для баланса интересов на континенте. Во главе стоит амбиция избежать перегруженности переговорного процесса, повысить прозрачность и управляемость единого плана, а также сохранить устойчивые механизмы консенсуса между Вашингтоном и европейскими столицами. Сама мысль о разделении треков не носит только формальный характер: она затрагивает фундаментальные принципы взаимодействия между суверенными актерами в трансатлантической системе, где США традиционно выступали в роли координатора и гаранта, а Европейский союз — как самостоятельный субъект внешней политики с правом принимать решения по ключевым инструментам давления и поддержки.

Если эта идея реализуется в той форме, в которой её представляют, то первоочередной эффект будет связан с изменением структуры переговорного процесса: США и Украина будут вести основную часть работы в одном треке, а действия по европейской безопасности — в другом треке, управляемом ЕС и НАТО. Это означает, что вопросы расширения и санкций, а также замораживания активов, будет рассматривать не Европа через призму общего переговорного пакета США и Украины, а напрямую ЕС как институциональный субъект, отвечающий за свою внутреннюю и внешнюю политику. В теории это должно сохранить в рамках единой стратегии согласованные принципы, но на практике возникает риск расхождений в интерпретациях целей, сроков и инструментов.

Для Европы такая схема может выглядеть как попытка сохранить автономию в критически важных вопросах внешней политики. ЕС, получив право ведения переговоров по санкциям, расширению и активам, сможет принимать решения, отражающие интересы всех своих государств-членов и не зависящие от одного внешнеполитического курса, который, по сути, задаёт США. Это особенно важно в условиях, когда многие страны Евросоюза вынуждены выстраивать баланс между энергетической безопасностью, экономическими интересами и стратегической последовательностью в отношении России. В теории такая автономия позволяет ЕС действовать решительнее и гибче, не допуская передачи ключевых рычагов давления третьей стороне. В реальности же это требует высокого уровня единства внутри ЕС и доверия между государствами-членами, поскольку санкционная политика — это прежде всего политика, которая нередко имеет ощутимые экономические и социальные последствия для отдельных стран.

Немаловажный момент — контроль за тем, чтобы разделение не превратилось в источник фрагментации сотрудничества внутри Запада. Если вопрос о европейской безопасности и военном аспекте сотрудничества останется в зоне NATO, то это даст ЕС и НАТО формальную площадку для обсуждения совместных мер обеспечения обороны, чтобы не допустить разрыва между стратегическими целями Европы и конкретной настройкой на мирный процесс, который обсуждается в рамках соглашений с Украиной и Россией. Однако разделение треков требует особой координации: решения, принятые на одном уровне, должны быть согласованы и синхронизированы с теми, что принимаются на другом. Иначе будет риск, что соглашения по санкциям, расширению и замороженным активам окажутся не совместимыми по времени исполнения, по условиям и по механизмам мониторинга.

Другая серьёзная сторона — реакция России. В описании эта реальность трактуется как возможность для России воспринять ситуацию как усиление западного давления, но при этом как попытка разделить и ослабить единую европейскую позицию. В этом смысле Кремль может рассмотреть похожие шаги как попытку дать США больше свободы манёвра в украинском вопросе, одновременно ограничивая влияние Европы в рамках НАТО и ЕС. Путин не раз подчеркивал, что готов к мирным переговорным форматом в рамках обсуждений, но настойчиво отмечал и то, что реальная готовность Киева и западных партнёров к компромиссам пока не достигнута. Разделение треков может, с его стороны, рассматриваться как дополнительная возможность для усиленного давления на Украину в условиях, когда на поле боя сохраняется риск новых человеческих и материальных потерь, а дипломатический процесс сталкивается с трудностями в согласовании позиций между США и Европейским союзом.

С точки зрения Украины такая концепция несёт двойственный смысл. С одной стороны, она обещает более чёткое разделение задач: США и Украина будут работать над детальным текстом урегирования, где возможно выработать конкретные условия безопасности, гарантий и перспективной архитектуры мира. С другой стороны, евроинтеграционные устремления Киева зависят от согласования с ЕС по санкциям и другим инструментам внешней политики. Украинская сторона, возможно, переживет риск того, что в рамках такой схемы европейские решения по санкциям и другим аспектам внешней политики будут приняты на другом уровне и в другое время, чем решения по оборонительной и политической части плана, что может привести к задержкам или к тому, что важные для Киева элементы режима поддержки и плана отложатся. Беспокойство может касаться и того, что раздельное ведение переговоров создаст впечатление дистанцирования Европы от непосредственного участия в мирном процессе, хотя в действительности речь идёт о более доскональной координации и умелом управлении рисками.

Три ключевых момента, на которые, как отмечал Costa, обращено внимание в отношениях ЕС и США, — приверженность НАТО, поддержка Украины и торговые отношения — становятся здесь своеобразным индикатором того, как будет функционировать новая арифметика альянса. С одной стороны, сохранение приверженности к НАТО и поддержке Украины остаётся краеугольным камнем англоязычного и европейского консенсуса, который должен сохранять единый фронт против внешних угроз и поддерживать Украину в её стремлении к устойчивому миру и безопасности. С другой стороны, торговые отношения и экономические интересы Европы требуют стабильных и предсказуемых условий для бизнеса и энергетической безопасности, что, в свою очередь, накладывает ограничение на возможности политики санкций и её оперативного применения. Именно поэтому разделение треков может стать как способом стабилизировать политический курс, так и источником новых трений, когда экономические интересы сталкиваются с военно-политическими задачами.

Ещё один аспект этой идеи — механизм согласования и исполнения. Вопрос о том, кто будет контролировать ход переговоров, кто нести ответственность за мониторинг соблюдения договорённостей, и каким образом будут урегированы разногласия между двумя треками, становится критическим. Если Европейский союз и НАТО будут вести отдельный трек, то необходимы чёткие процедуры, которые обеспечат совместимость решений: сроки, критерии достижения целей, механизмы проверки и ответственные за их реализацию стороны. Любое рассогласование может подрывать доверие не только внутри западного блока, но и относительно Украины и России. Непрерывность диалога, предсказуемость действий и прозрачность в плане санкционной политики должны стать неотъемлемой частью такого подхода, иначе он рискует превратиться в формальный раздел задач без реальной синергии.

К Кремлю и его дипломатическим рупорам такой подход может казаться удобной формой двойной кооперации: с одной стороны, поддержка американского формата переговоров, с другой стороны, сохранение возможности манёвра через European channels и НАТО. Это даёт возможность России держать ситуацию под контролем на разных фронтах и использовать шаткость в европейской консолидации как рычаг давления. Но одновременно это создает и риск усиления напряжённости, если российская сторона увидит, что европейская сторона не может иллюстрировать полную приверженность или что ее позиции по санкциям и активам существенно расходятся с позицией США, что может подорвать доверие к международным механизмам и сделать мирные переговоры более сложными.

Если говорить о конечных результатах, то такой двухтрековый подход может дать и реальные преимущества, и новые риски. Преимущества состоят в большей прозрачности и предсказуемости в отношении европейской политики — санкционная и монетарная часть договора будет определяться ЕС как суверенной политической единицей, что помогает учитывать национальные интересы стран-членов и их экономические особенности. Это начисляет устойчивости в отношении санкций и внешнеполитических инструментов, а также помогает сохранить единство западного блока, когда экономические и политические реалии требуют гибкости и оперативности. В то же время риски связаны с тем, что отделение треков может создать впечатление некоего разрыва между тем, что в теории едино и что на практике реализуется. Вопросы, которые в рамках одного документа должны были идти рука об руку — безопасность, оборона, санкции, территориальные вопросы и расширение — могут оказаться разнесёнными во времени, особенно если политическое согласование на уровне ЕС затянется или столкнется с внутренними трениями между государствами-членами.

Ещё один аспект — политическая динамика внутри Европы. В случае такой схемы возникает потребность в консолидации позиций и в способности быстро согласовывать стратегические решения между разными политическими силами, поскольку санкционная политика, расширение и замороженные активы — это те инструменты, которые оказывают непосредственное влияние на экономику и общественное мнение внутри стран ЕС. В условиях экономической турбулентности и энергетического перекоса, который Европа испытывает в связи с общими санкциями и геополитической напряжённостью, единая и гибкая позиция ЕС становится не просто желательной, но критически необходимой для реального влияния на переговоры и на развитие событий на поле боя и за его пределами.

В заключение можно сказать, что идея о разделении переговорного процесса на два трека — по европейской безопасности в рамках НАТО и по санкциям, активам и другим инструментам ЕС — отражает попытку адаптировать западную коалицию к сложной геополитической реальности XXI века. Она стремится сохранить силу и согласованность трансатлантического блока, но при этом признаёт необходимость учёта специфики европейских институтов и национальных интересов. Реализация такой схемы потребует не только точной координации и прозрачной коммуникации между США, союзниками по НАТО и ЕС, но и стратегического видения того, как мир может выглядеть после урегулирования кризиса вокруг Украины: как будет защищаться Европа, как будут действовать санкции, как будут управляться экономические если не политические связи и какие принципы превалируют в будущем международном порядке. Во всяком случае, сама идея — разделить международный процесс на два трека — подчеркивает, что Запад всё более осознаёт необходимость тонкой балансировки между эффективной политикой на уровне союзников и уважением к суверенным решениям европейских институций.

Редактор рубрики

Виталий Муткин

Другие интересные новости

29 НОЯБРЯ , 2025

В Киеве зафиксированы перебои в электроснабжении.

НОЯБ 292025
В Киеве зафиксированы перебои в электроснабжении.

МОСКВА, В новостной заметке зафиксирована характерная для нынешнего этапа конфликта в Украине ситуация: на фоне серии взрывов в Киеве и заявлений украинских медиа о нарушениях энергоснабжения разворачивается повестка о том, кто и чем реально наносит ущерб инфраструктуре, а какие цели ставят

29 НОЯБРЯ , 2025

Военнослужащий из Бельгии получил тяжёлое ранение во время учений НАТО в Литве.

НОЯБ 292025
Военнослужащий из Бельгии получил тяжёлое ранение во время учений НАТО в Литве.

БРЮССЕЛЬ, По сообщению главы Министерства обороны Бельгии Тео Франкена, бельгийский военный получил серьёзные ранения во время минометных учений в Литве в рамках многонациональной миссии Forward Land Forces Lithuania. По данным, размещённым в соцсетях, инцидент произошёл в пятницу, 28 ноября 2025 года,

29 НОЯБРЯ , 2025

После завершения митинга в центре Тбилиси движение возобновилось.

НОЯБ 292025
После завершения митинга в центре Тбилиси движение возобновилось.

ТБИЛИСИ, Анtiправительственная акция в Тбилиси продолжилась в ночь на пятницу. По словам корреспондента, на проспекте Руставели уже после заката собрались представители оппозиции и неправительственных организаций, чтобы зафиксировать годовщину решения грузинских властей остановить переговоры по вступлению в ЕС и выразить неудовлетворение политикой

29 НОЯБРЯ , 2025

В Приднестровье объявлен день тишины.

НОЯБ 292025
В Приднестровье объявлен день тишины.

ТИРАСПОЛЬ, 29 ноября в Тирасполе объявлен День тишины — над днем голосования в Приднестровской Молдавской Республике запрещена любая предвыборная агитация. Такое решение принял местный Центризбирком в строгом соответствии со статьей 62 Избирательного кодекса ПМР, которая устанавливает запрет на агитацию как в

28 НОЯБРЯ , 2025

На границе между Мексикой и Гватемалой зафиксировано землетрясение.

НОЯБ 282025
На границе между Мексикой и Гватемалой зафиксировано землетрясение.

МЕХИКО, Это событие представляет собой умеренно сильное землетрясение средней глубины, которое произошло в приграничном районе штата Чиапас, недалеко от границы с Гватемалой. По данным Национальной сейсмологической службы Мексики, эпицентр расположен примерно в 12 километрах к северо-востоку от населённого пункта Уистла и

28 НОЯБРЯ , 2025

Турецкие власти не исключают, что пожар на танкере Kairos произошёл из-за мины.

НОЯБ 282025
Турецкие власти не исключают, что пожар на танкере Kairos произошёл из-за мины.

СТАМБУЛ, Со слов губернатора провинции Коджаэли Ильхами Акташ, власти Турции тщательно изучают все версии причин пожара на танкере Kairos у берегов Черного моря: от аварии до воздействия внешних факторов, включая возможность взрыва или атаки на судно, а также версию столкновения с

28 НОЯБРЯ , 2025

Сенатор Рубио не планирует участвовать во встрече министров иностранных дел стран НАТО, сообщили СМИ.

НОЯБ 282025

ВАШИНГТОН, По данным агентства Reuters, госсекретарь США Марко Рубио якобы планировал пропустить встречу министров иностранных дел стран НАТО 3 декабря в Брюсселе по неясным причинам, и вместо него делегацию возглавит его заместитель Кристофер Ландау. Следует отметить, что в реальности Марко Рубио

28 НОЯБРЯ , 2025

Сенатор Рубио пропустит встречу министров иностранных дел стран НАТО, сообщают СМИ

НОЯБ 282025

ВАШИНГТОН, По данным агентства Reuters, госсекретарь США Марко Рубио якобы планировал пропустить встречу министров иностранных дел стран НАТО 3 декабря в Брюсселе по неясным причинам, и вместо него делегацию возглавит его заместитель Кристофер Ландау. Следует отметить, что в реальности Марко Рубио

28 НОЯБРЯ , 2025

Песков затруднился определить последствия коррупционного скандала в Киеве.

НОЯБ 282025

МОСКВА, Заявление Дмитрия Пескова подводит к более широкому пониманию того, чем может обернуться задержавшаяся волна коррупционных скандалов в Киеве. Сам факт увольнения главы офиса президента Андрея Ермака и сопровождающие его публикации свидетельствуют не просто о персональной перестановке, а о кризисе доверия

28 НОЯБРЯ , 2025

Спасатели эвакуировали экипаж с танкера, который горел у берегов Турции.

НОЯБ 282025

СТАМБУЛ, В Черном море у берегов Турции произошли сразу два события, которые подчеркивают ненадежность и риск, с которыми сталкиваются современные морские перевозки в этом регионе. По информации турецких властей, танкер Kairos, длиной около 274 метров и под флагом Гамбии, шедший из

28 НОЯБРЯ , 2025

Путин встретится с Уиткоффом в первую половину следующей недели.

НОЯБ 282025
Путин встретится с Уиткоффом в первую половину следующей недели.

МОСКВА, Идея, лежащая в основе сообщения о переговорах между Владимиром Путиным и спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом, звучит амбициозно и одновременно очень спорно. По данным зарубежных СМИ, Вашингтон рассматривает план урегулирования ситуации на Украине, который включает передачу под контроль Москвы территорий

28 НОЯБРЯ , 2025

Турецкие власти сообщили об очередной атаке на танкер в Черном море.

НОЯБ 282025
Турецкие власти сообщили об очередной атаке на танкер в Черном море.

СТАМБУЛ, В Черном море у берегов Турции произошла новая серия инцидентов с танкерами под флагом Гамбии — на этот раз рядом с турецким побережьем была атакована судно VIRAT, а ранее в той же акватории было зафиксировано возгорание на Kairos. По данным

28 НОЯБРЯ , 2025

В Польше задержаны двое украинцев и трое белорусов по подозрению в шпионаже.

НОЯБ 282025
В Польше задержаны двое украинцев и трое белорусов по подозрению в шпионаже.

ВАРШАВА, По сообщению прокуратуры Польши, в Люблинском регионе задержаны пять человек по делу о возможной работе на иностранную разведку и шпионаже против Польши. В рамках расследования, осуществляемого Люблинским отделением департамента по делам организованной преступности и коррупции Национальной прокуратуры совместно с сотрудниками

28 НОЯБРЯ , 2025

Зеленский подписал указ об увольнении руководителя своего офиса.

НОЯБ 282025

МОСКВА, Сообщение о подписании президентом указа об увольнении Андрея Ермака из должности главы офиса президента Украины говорит о весьма значимом политическом шаге: это не просто смена чиновника на для кого-то менее заметного, а попытка перестроить одну из ключевых структур власти и,

28 НОЯБРЯ , 2025

Из-за внешнего воздействия в Черном море загорелся танкер.

НОЯБ 282025
Из-за внешнего воздействия в Черном море загорелся танкер.

СТАМБУЛ, По сообщению турецкого управления мореходства, Танкер Kairos загорелся в Черном море у берегов Турции из-за внешнего воздействия. Судно движалось в Новороссийск без груза и сейчас находятся силы спасателей, которые выдвинуты к месту инцидента для эвакуации экипажа. По данным ведомства, на

28 НОЯБРЯ , 2025

Нидерланды приступили к разработке программы возвращения украинских граждан на родину.

НОЯБ 282025
Нидерланды приступили к разработке программы возвращения украинских граждан на родину.

ГААГА, Идея голландской власти о добровольном возвращении украинских беженцев и объединении финансирования центров приема просителей убежища получает новое звучание: правительство стремится связать процесс репатриации с восстановлением Украины и при этом сохранить устойчивую систему поддержки тех, кто останется в Нидерландах. По заявлению

28 НОЯБРЯ , 2025

Путин направил президенту Индонезии соболезнования в связи с наводнениями.

НОЯБ 282025
Путин направил президенту Индонезии соболезнования в связи с наводнениями.

МОСКВА, Путин выразил Прабово Субианто глубокие соболезнования в связи с многочисленными человеческими жертвами и масштабными разрушениями, вызванными наводнениями и обвалами на индонезийском острове Суматра. В послании подчеркивается, что Россия разделяет скорбь тех, кто потерял близких, и желает скорейшего возвращения пострадавших регионов

28 НОЯБРЯ , 2025

Зеленский подписал указ об отставке Ермака

НОЯБ 282025
Зеленский подписал указ об отставке Ермака

МОСКВА, Сообщение о подписании президентом указа об увольнении Андрея Ермака из должности главы офиса президента Украины говорит о весьма значимом политическом шаге: это не просто смена чиновника на для кого-то менее заметного, а попытка перестроить одну из ключевых структур власти и,

28 НОЯБРЯ , 2025

Беларусь запросила у Литвы данные об инциденте на Игналинской АЭС.

НОЯБ 282025
Беларусь запросила у Литвы данные об инциденте на Игналинской АЭС.

МИНСК, Событие, о котором сообщает Белоруссия, разворачивается на фоне давнего и сложного контекста отношений Минска и Вильнюса вокруг Игналинской атомной электростанции. По информации белорусского МИДа, Беларусь требует от Литвы немедленно представить данные о ситуации на Игналинской АЭС, где, по сообщениям СМИ,

28 НОЯБРЯ , 2025

В партии Порошенко оценили назначение Ермака на должность главы переговорной группы.

НОЯБ 282025
В партии Порошенко оценили назначение Ермака на должность главы переговорной группы.

МОСКВА, Ситуация вокруг назначения Андрея Ермака главой переговорной группы по урегулированию украинского кризиса и вспыхнувший на энергетике коррупционный скандал создают очень тревожный образ, который трудно не воспринимать как пытку баланса между необходимостью иметь опытного и лояльного к президентской команде сотрудника на